О музыкальных стилях Sparks
Арт-рок
Арт-рок – музыкальное направление, характеризующееся мелодическими, гармоническими или ритмическими экспериментами, а также большим количеством художественных образов в текстах песен. Особенность арт-рока так же в том, что он зачастую выходит за рамки привычных стандартов и традиционных форм современной музыки.
Арт-рок и прогрессивный рок
Первоначально разница между этими двумя понятиями отсутствовала, но постепенно арт-рок выделился в самостоятельное направление. Однако споры об истинном содержании этого термина до сих пор не утихают. По мнению некоторых критиков, стиль арт-рок – это прерогатива британских групп, потому что прогрессивный рок зародился в Америке. По сложившейся традиции к арт-року относят группы, которые утраивают театрализованные представления на сцене со световыми эффектами (Roxy Music, Kayak, Genesis).
К арт-року можно отнести музыку и некоторых российских рок-групп 80-х и 90-х годов, например альбом «Энергия» группы Алиса.
Характерные особенности арт-рока:
- Вокальная насыщенность;
- Непродолжительность песен;
- Вокал теряет блюзовые оттенки, сохранявшиеся в психоделии, и становится более академическим;
- Напыщенность и излишняя пафосность в подаче материала;
- Отличается от прогрессивного рока более чистым и ясным звуком;
- Основной инструмент – электроорган или синтезатор Moog;
- Тексты на сказочные темы.
История арт-рока
1966-1967: По мнению большинства, арт-рок впервые зародился в альбомах Pet Sounds (The Beach Boys, 1966) и Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band (The Beatles, 1967), хотя и нельзя сказать, что это арт-рок в чистом виде. Пожалуй, только одна вещь – «A Day in the Life The Beatles» является прообразом настоящего арт-рока. В конце 1967-го года вышел сингл «Nights in White Satin», а чуть позже новый альбом группы The Moody Blues – Days of Future Passed. Это стало отправной точкой в истории возникновения арт-рока.
Конец 1960-х — начало 1970-х: В конце 60-х еще не было четкой грани между арт-роком и симфо-прогом. Музыку таких известных групп того периода, как Moody Blues, Procol Harum, Move и Rare Bird можно смело отнести к арт-року, который тогда только зарождался. С началом 70-х стали появляться группы, в творчестве которых весьма ощущалось влияние симфонического рока, хотя в основном их проекты носили коммерческий характер.
Середина 1970-х: Ближе к середине 70-х арт-рок стал одним из самых модных на тот момент направлений. В Великобритании то и дело стали образовываться команды, придававшие этому новомодному стилю новые интересные оттенки. Многие музыканты (Queen, Sparks) в то время пытались скрестить арт-рок с глэм-роком и другими подобными направлениями. Вскоре стали появляться опереточные и хард-роковые вещи, которые очень органично соединились с арт-роком. А тем временем в Америке приобретает бешеную популярность чересчур пафосный и помпезный арт-рок, который называют так же помп-роком.
Конец 1970-х: В конце десятилетия арт-рок сдает свои позиции, уступая место панк-року и диско. Многие музыканты того времени реорганизовывают свои группы и начинают сольную карьеру, переходя от прогрессива к развлекательной музыке.
Глэм-рок
Прогрессивный рок и хэви-металл часто исполнялись сильно и монументально. Что же касается глэм-рока, зародившегося на заре 70-х – это музыкальное направление предполагало смелость экспериментов, активного творческого поиска, рок-н-ролльного настроения и притягательной простоты мелодий. Глэм-рок можно узнать по вычурной, несколько театральной манере исполнения и красочному сценическому оформлению. Данный стиль подразделяют на следующие направления: рок-н-ролльный глэм, металлический глэм и интеллектуальный глэм.
Рок-н-ролльный глэм
Одним из основоположников рок-н-ролльного глэма был Гари Глиттер, который и дал жанру второе название – глиттер-рок. Его музыка являлась смешением ритм-энд-блюза и поп-рока. Главным же исполнителем рок-н-ролльного глэма и законодателем музыкальной моды считается команда T.Rex и ее солист Марк Болан. Музыка T.Rex была основана на буги-вуги и рок-н-ролле. В период 1970 – 1973 гг их хиты постоянно занимали лидирующие позиции в хит-парадах, сильно опережая в этом плане прогрессивный рок и металл. T.Rex внесли существенный вклад в развитие панк-рока и брит-попа, а финал эпохи глэм-рока многие связывают именно с гибелью Марка Болана в 1977-м г. Среди других групп, исповедующих этот стиль – Mott The Hoople, Mud и Alvin Stardust.
Интеллектуальный глэм
Под этот термин попадает любая экспериментальная музыка, созданная на основе глэма. Немалое влияние на становление этого стиля оказал поп-арт (Энди Уорхол).
Кроме признанных глэмовых мастеров T.Rex, одним из самых известных глэм-музыкантов стал Дэвид Боуи. В середине 70-х он выпустил серию пластинок образцового глэма. Дэвид продолжал заниматься творческим поиском идеального стиля в течение сорока лет, проводя все новые эксперименты, смешивая различные направления и привлекая к себе всеобщее внимание.
Были так же и другие музыканты, пропагандирующие глэм-рок – Roxy Music, Steve Harley & Cockney Rebel (у последних глэм интересно сочетался с прогресивом).
Тяжелый (металлический) глэм
Глэм-металл по своей структуре был ближе всего к рок-н-роллу и при этом был насыщен элементами из раннего хэви-металла. Еще одними яркими представителями классического глэма были Queen. Самые их знаменитые ранние альбомы отличались тяжелым металлическим звучанием с наличием мощного вокала Фредди Меркьюри и мощных гитарных аккордов. Вдобавок все это дело приправлялось элементами арт-рока. Одним из примеров подобных работ может служить их известная композиция «Bohemian Rhapsody».
Другими приверженцами тяжелого глэма были Элис Купер, Slade и Sweet. Эти коллективы отреклись от элементов хард-рока в пользу рок-н-ролльной классики. Элис Купер считался одним из самых важных прото-панк музыкантов. Slade отличались сильным и эффектным вокалом. Стоит упомянуть еще одну группу, принадлежавшую к числу исполнителей глэма – New York Dolls, чья музыка звучала довольно тяжеловесно.
Среди последней волны хард-глэма выделяются Kiss, чей доведенный почти до абсурда вычурный грим повлиял на становление «хэир-металла» 1980-х.
Психоделический рок
Было еще одно интересное направление, которое возникло в середине 60-х годов в Западной Европе и Калифорнии (Сан-Франциско и Лос-Анджелесе). Психоделический рок связан с понятиями «психоделия» и «психоделики» (галлюциногены).
Психоделический рок – довольно сложная музыка, по-разному воспринимаемая слушателями. Для усиления эффекта как сами музыканты, так и их слушатели принимали психотропные средства. Психоделический рок со временем стал имитировать действие галлюциногенов. Достигалось это путем применения различных световых и звуковых эффектов, а так же всевозможными музыкальными приемами. Вот что писал о подобных сеансах психоделии гитарист группы Hollies Грэм Нэш в статье «Психоделия: новое модное словечко и что оно означает», появившейся в октябре 1966-го года в газете Melody Maker: «Они пытаются воспроизвести ЛСД-сессию без применения наркотических средств. Это новый способ раскрывания сознания. В нашей повседневной жизни мы задействуем наш мозг лишь на 20 процентов, но при приеме ЛСД этот показатель возрастает до 80 процентов. Они хотят добиться такого же эффекта посредством музыки без использования каких-либо психотропных препаратов».
Характерной особенностью психоделического рока считается обилие инструментального соло, эффектное визуальное оформление концертов с использованием дыма, прожекторов, видеоэкранов и прочих приспособлений.
Музыкальная характеристика: Структура психоделического рока предполагает сочетание минорных и мажорных отрывков, неустойчивый звук, альтерации на 3-й, 5-й, 7-й ступенях и задержания на них, что создает эффект ехидно-саркастического звучания.
Эйсид-рок
Эйсид-рок – жанр в музыке, который относят к психоделическому року. По сути, эти два термина являются взаимозаменяемыми, однако эйсид-роком так же называют музыку, написанную под воздействием ЛСД. Среди последователей этого направления – Blue Cheer и Vanilla Fudge.
Неопсиходелия
Неопсиходелия – направление, возникшее под влиянием психоделик-рока. Считается, что этому новому музыкальному веянию положили начало такие коллективы, как Echo and the Bunnymen и The Teardrop Explodes. Во многом вдохновлялись саундом психоделических групп 60-х представители «андеграунда Пейсли», а позже «осовремененное» психоделическое звучание легло в основу дрим-попового и madchester-саунда.