Ян Хэмптон
Ян Хэмптон родился 4-го января 1947-го года в Эдинбурге, Шотландия. Он играл с различными командами и был очень известен в своем родном городе. На его раннее творчество в свое время оказали влияние The Beatles, The Kinks и The Beach Boys, кроме того Хэмптон любил музыку Бетховена. Помимо бас-гитары он играл на гитаре и некоторых клавиатурах (надо отметить, что музыкант не получил специального образования и в своем деле был самоучкой). Кроме музыки Ян увлекался автомобильными гонками и даже завоевал несколько наград.
Ян Хэмптон знал певца Яна «Ральфа» Киммета с пяти лет. Они вместе учились в Royal High School в Эдинбурге и оба играли в местных группах в Шотландии. Когда Киммет и гитарист Тревор Уайт провели несколько месяцев в родном для Киммета Джедбурге, они познакомились с Яном Хэмптоном. Вместе молодые люди создали проект Jook, посадив за барабанную стойку Криса Томпсона.
Менеджером группы стал Джон Хьюлетт (экс-John's Children). Хьюлетт обеспечил своим подопечным контракт с лейблом RCA и издательский договор с продюсером Микки Мостом.
А тем временем вместе с менеджером Джоном Хьюлеттом Рон и Рассел Маэлы искали по всей Англии потенциальных новобранцев. Братьям понравились Jook, а так же идея объединить группы.
Jook с Яном Хэмптоном выпустили пять мощных синглов, которые сейчас считаются классикой британской глэм-панк-рок-поп-музыки. Но некоторые их проекты нельзя было считать успешными, в то время как Спарксы стали главными звездами Великобритании с блестящим релизом «Kimono My House». Между Мартином Гордоном и братьями Маэлами не было взаимопонимания, которое так необходимо для успешного сотрудничества и продуктивного творчества. Ян Хэмптон решил отпустить Мартина, заменив его другим музыкантом. В итоге его место занял гитарист Тревор Уайт, а затем Jook прекратили свое существование.
Ян Хэмптон выступал на концертах вместе с Роном и Расселом Маэлами и записал «Propaganda» (1974) и «Indiscreet» (1975) альбомы. Он любил работать со знаменитым дуэтом. Во время репетиций ему нравилось поведение Рона, который всегда был очень позитивным и открытым для всех.
В альбомах «Propaganda» и «Indiscreet» несмотря на стилистическую выдержанность партий бас-гитар, Ян Хэмптон пользовался неограниченной свободой в своей игре и, так же как все, внес свой бесценный вклад в запись проектов. Лучшие воспоминания Яна Хэмптона о своем сотрудничестве со Спаркс – это турне. Это было подобно яркой вспышке, стремительному фейерверку. Ян гастролировал по Штатам, Европе, кроме того участвовал в радио- и телешоу, имел возможность встречаться со своими музыкальными кумирами – Beatles, Rolling Stones, The Who и много других групп 70-х.
Ян Хэмптон: «После замечательного концерта Sparks в Olympia Theater в Париже в 1974-м году группа уединилась в Hotel George V – самом роскошном в то время отеле во Франции, если не в мире. Однако цены в баре были настолько высоки, что Британцы вынуждены были искать более дешевые места для ужина и эпизодического употребления эля после наступления темноты. В этот особенный вечер гитарист Адриан Фишер и я обнаружили нашу нирвану – «Пиво дешево!».
Мы оказались где-то на острове ile de la Cite, объятия, пение популярных частушек «The Sun has got His Hat on, Hip Hip Hooray»… Именно в этот момент к нам присоединились две юные барышни – жительницы Флориды, которые были на нашем концерте и узнали нас. Разумеется, они принялись подпевать. Неподалеку от Собора Парижской Богоматери появилась французская полиция. Офицеры не прониклись нашими песнями и сочли своим долгом нас арестовать. После того, как полицейские, наконец, выяснили, где мы остановились, они нас отпустили.
Вскоре после выхода «Indiscreet» (альбом 1975-го года, вышедший вслед за «Propaganda») Sparks решили взять тайм-аут, чтобы изучить новые возможности. Таким образом бас-гитарист Ян Хэмптон, гитарист Тревор Уайт и барабанщик Норман Динки Даймонд остались в Великобритании, а Маэлы вернулись в Лос-Анджелес, где занялись поисками достойных кандидатов в новую группу и записали Big Beat. Надо отметить, что музыканты расстались без взаимных обид и претензий, сумев сохранить дружбу на многие годы.
После того, как Рон и Рассел приняли решение о роспуске группы Sparks по окончанию американского тура в 1975-м, Тревор Уайт, Ян Хэмптон и Динки Даймонд репетировали в течение недели в Island Studios на площади Святого Петра в Лондоне вместе с гитаристом Адрианом Фишером. Первые четыре песни были записаны уже к концу недели. Вокальные партии «I See the Light» исполнялись Динки, Яном и Тревором, «Adrian's Boogie» – результат работы Адриана, а «If it's Love That You Want» и «Shot From A Gun» – песни Тревора. Запись была представлена на Island Records, но музыканты решили не продолжать проект.
Затем Ян Хэмптон организовал студию для своих творческих занятий. В 1978-м он выпустил два альбома на лейбле Todd Rundgren's Bearsville. Кроме того Хэмптон играл с разными музыкантами, среди которых были The Three Degrees, Hazel O'Connor и Hot Chocolate. В дальнейшем басист постепенно оставил музыкальный бизнес и стал работать в «Lovely Bed and Breakfast» – бывший постоялый двор 17-го века в Уэльсе. По-прежнему увлекающийся музыкальными инструментами Ян Хэмптон в настоящее время владеет кремового цвета Fender Jazz Bass, черным Rickenbacker 4001, Fender Stratocaster и акустической гитарой Gibson. Музыкант продолжает поддерживать отношения с участниками Sparks как прошлого, так и настоящего.