Адриан Фишер
Гитара Адриана Фишера задействована в первых альбомах Спаркс «Kimono My House» и «Propaganda». Он считался одним из лучших гитаристов 70-х. По словам Эндрю Скотта из Sweet, Адриан Фишер был одним из тех немногих музыкантов, кто действительно мастерски владел инструментом. Когда он присоединился к Sparks в 1973-м году, Фишер уже был далеко не любителем, а вполне опытным музыкантом. До своего сотрудничества с братьями Маэлами Адриан Фишер внес свой вклад в проект Анди Фрейзера Toby. После распада Free в 1971-м году басист Анди Фрейзер организовал группу, куда на место гитариста пригласил Адриана, а Стэну Спику предложил занять место барабанщика. Записанный материал так и не был выпущен, а Toby прекратил свое существование, когда Энди Фрейзер вновь воссоединил Free в декабре 1971-го года. Затем Адриан Фишер влился в ряды Skid Row, когда ирландский гитарист Гари Мур (позже он играл в составе Thin Lizzy ) покинул команду.
Адриан Фишер успешно прошел прослушивание, организованное менеджером Sparks Джоном Хьюлеттом, и был выбран Маэлами из числа кандидатов, пришедших на пробы по объявлению в Melody Maker, оставленному знаменитыми братьями. К этому моменту барабанщик Норман Динки Даймонд и басист Мартин Гордон уже были отобраны в группу. Таким образом, обновленные Англо-Sparks приступили к репетициям в Клэпхэме осенью 1973-го. Контракты, предложенные новобранцам, были подписаны всеми, кроме Адриана Фишера. Гитарист знал о музыкальном бизнесе немного больше Динки Даймонда и Мартина Гордона, поскольку ранее ему уже приходилось играть в группах. Поэтому Фишер не спешил с подписанием договора с Island Records до тех пор, пока с документом не ознакомился его адвокат. Менеджер Sparks Джон Хьюлетт выглядел весьма озадаченным столь долгим колебанием музыканта. А тем временем адвокат Адриана вносил свои поправки в контракт. Как потом оказалось, это было мудрым решением. Таким образом Адриан сохранял все данные его сотрудничества с музыкальными коллективами, чего нельзя сказать о других музыкантах. Наконец все контракты были подписаны и репетиции продолжились в Челси. По мере ознакомления музыкантов с песнями, музыка становилась все более жесткой. Адриан хотел придать своим партиям немного блюзового оттенка и еще больше драйва. В результате вещи Спаркс стали отличаться длительными окончаниями и изобилием гитарных соло.
Среди британских членов команды «Kimono» Адриан Фишер был самым тихим. Как он сам признавался, в перерывах между концертами и репетициями он «выходил в астрал». Но его пристрастие втыкать сигарету между гитарными струнами в верхней части гитары действовало братьям Маэлам на нервы. Фишер оправдывал это следующим образом: «Так поступал Эрик Клэптон. Чем я хуже?»
Гитарист Адриан Фишер обычно не занимал ведущих позиций в аранжировках, однако он был гениальным музыкантом, и была одна вещь, которую почти никогда не упоминали, когда речь шла о «Kimono My House» – безукоризненно чистый, «хрусткий» звук гитары Фишера.
Его гитарный рок на протяжении всего альбома – это позор для Гибсона ЛеПоля, чей гитарный звук слишком низкий и тяжелый в миксах. Что касается Адриана, выразительная сила его риффов и пронзительность сольных партий делают его вполне достойным претендентом на первое место среди профессиональных гитаристов.
Адриан играл вживую вместе со Sparks во время гастрольного тура «Kimono My House». Его можно услышать и на «Sparks Live In Paris» – первый CD, вместе с Маэлами, барабанщиком Норманом Динки Даймондом, гитаристом Тревором Уайтом и басистом Яном Хэмптоном. Вскоре после записи альбома «Propaganda» Адриан Фишер был уволен лидерами группы в связи с тем, что он был слишком заметным (по его собственному признанию) и хотел придать музыке Спаркс блюзовое направление.
Секретарь Фан-клуба Иосиф Флери, а позднее и менеджер Sparks так прокомментировали отставку Адриана Фишера: «С гитаристом работать становилось все трудней. Адриан ненавидел группы, ненавидел музыку. Его интересовали лишь деньги. Поэтому Рон с Расселом вновь занялись поисками достойного кандидата на освободившееся место. Вскоре музыканты наткнулись на некоего Яна Норда из Milk n' Cookies, который, казалось бы, подходил по всем параметрам, если бы не доказал обратное» (из Glam Rock Дэйва Томпсона, 1996). После того, как Маэлами было принято решение о роспуске группы по окончанию американского турне в 1975-м году, британские члены команды Тревор Уайт, Ян Хэмптон и Динки Даймонд репетировали в течение недели в Island Studios на площади святого Петра в Лондоне с Адрианом Фишером. Первые четыре песни были записаны уже к концу недели. Вокальные партии «I See the Light» исполнялись Динки, Яном и Тревором, «Adrian's Boogie» – результат работы Адриана, а «If it's Love That You Want» и «Shot From A Gun» – песни Тревора. Запись была представлена на Island Records, но музыканты решили не продолжать проект.
Примерно в 1977-м году Фишер присоединился к новому воплощению проекта вокалиста Майка Патто Boxer. Музыка в основном исполнялась в стиле блюз/хард-рок. Остальными членами команды были: клавишник Крис Стэнтон (экс-Grease Band), басист Тим Богерт (экс-Vanilla Fudge/Cactus) и барабанщик Эдди Тадари. Эта новая трансформация «Боксера» записала альбом «Absolutely» на студии Epic. Диск особенно рекомендован к прослушиванию людям, неравнодушным к гитарному звуку Адриана. «Everybody's A Star So What's In A Name» была выпущена синглом в Великобритании. К сожалению, этот финальный релиз демонстрации вокала Майка Патто оказался невостребованным и после выхода «Absolutely» группа распалась.
В конце 70-х Адриан Фишер с головой ушел в блюз, а позже познакомился с новой группой The Four Squares. Команда состояла из пяти человек: гитарист Чак «Боб Дэвис» Вагон (бывший участник Dickies), барабанщик Норман Динки Даймонд, басист Тревор Уайт и вокалист (он же менеджер) Джон Хьюлетт. В то время Джон больше не занимался чужими проектами благодаря команде своих любимых музыкантов и друзей. Некоторые песни были записаны в ныне не существующих Bearsville Studios (Woodstock, Turtle Creek, N.Y). Чак Вагон умер до окончания записи «live» и до ее концертного исполнения группой. Проект The Four Squares оказался провальным. Все треки создавались Джоном Хьюлеттом и Бобом Дэвисом и являлись приблизительным миксом альбомов «The Debt», «I Want Her I Need Her», «That Girl», выпущенных в 2007-м году и переизданных с кассеты певцом и другом Хьюлетта Яном Кимметом.
В конце 80-х Адриан Фишер переехал в Тайланд и работал внештатным музыкантом в курортном городке Ламай Бич на Ко-Самуи. Затем в начале 90-х он переехал в Бангкок, где выступал в различных клубах, таких как «The Saxophone» и много других. Бангкок – город бурной ночной жизни был полон интересных музыкантов и талантливых людей, но Адриан нашел его слишком шумным и грязным. Поэтому когда Фишер встретил свою подругу Джаппу, они решили через год вновь посетить Paradise Island Ko-Samui, где Адриан вскоре был признан лучшим гитаристом.
Адриан Фишер играл как блюзовый трубадур со своей группой в качестве приглашенного артиста с другими командами. Барабанщик Олоф Бергиус из Стокгольма отыграл с ним 25 концертов. В 1999-м году компанией BBC был выпущен документальный фильм о судьбе трех человек, одним из которых был Адриан Фишер и его история в Таиланде.
Пока он мог играть на гитаре, музыкант был счастлив. Он знал, что этот образ жизни ему придется сменить, но живя на курорте это было трудно сделать. Когда же, наконец, он решился изменить ситуацию, было уже слишком поздно. Адриан Фишер умер 31-го марта 2000-го года. Отыграв концерт в Ко-Самуи, гитарист внезапно почувствовал себя плохо, и его уже нельзя было спасти. Адриан не употреблял наркотики. Официальная причина смерти – инфаркт миокарда.
Мартин Гордон: «Эти два года, что я знал Фишера, я относился к нему с большой теплотой, как он того заслуживал. Он был приятным во всех отношениях человеком, хотя временами бывал слегка грубоватым. Он любил называть вещи своими именами, а это кому-то могло не нравиться. Он был великим музыкантом. У меня сохранились письма с нашей с ним последней переписки, где мы вспоминали о группе, в которой одно время играли вместе.
Энди Фрейзер: «Одним из первых проектов, которые я попробовал, был «Toby», он отличался участием очень молодого, неопытного, но, безусловно, талантливого гитариста Адриана Фишера, который делал великие вещи вместе с группой Sparks».
Ян Хэмптон: «Адриан был замечательным другом. Я чрезмерно рад, что мне выпала честь поработать с ним. Этот малый учил самого Эрика Клэптона. Немногие об этом знают, тем не менее, это правда!»
Крис Таунсен: «Хотя я не был близко знаком с Адрианом Фишером, мы с ним сделали несколько проектов до и после Sparks. К сожалению, великий гитарист так и не получил такого признания, какого заслуживал».
Рассел Маэл: «Этот человек был талантливым гитаристом и мастером блюза. Мы вынуждены были с ним расстаться, потому что стиль, который требовался нашей группе, был с ним невозможен, хотя его игра идеально подходила для нашего альбома «Propaganda». Но как это ни парадоксально, мы должны были двигаться в ином направлении и в связи с этим мы стали искать подходящую кандидатуру. Нам нужен был человек, готовый слиться со Спаркс, стать единым организмом, чего не смог сделать в свое время Адриан.