Песни для маленького Бетховена
26-го и 27-го февраля в московском клубе «Б-2» состоятся концерты группы Sparks, которая является уникальной в своем роде. Да что там говорить, это одна из самых странных и непостижимых групп, которые мне когда-либо приходилось слышать, и так думаю не я один. Их музыку невозможно никак классифицировать. Она не похожа ни на английскую, ни на американскую (а надо отметить, что ее основатели братья Маэлы родом как раз из Соединенных Штатов). Ее можно легко подогнать под любой стиль, но в то же время она не похожа ни на один из существующих. По всей видимости, музыкальные изобретения Рона и Рассела – это нечто особенное. Несмотря на ощутимый след в истории современной музыки, который оставили два брата, их дуэт был одинаково востребован все годы их длинной музыкальной карьеры, а их насчитывается порядка тридцати лет. За это время их то превозносили, то практически забывали об их существовании.
Если углубиться в историю возникновения Sparks, то нам необходимо проследовать в далекий 1968-й, когда родными братьями Роном (клавишник и автор песен) и Расселом (вокалист) Маэлами была создана группа Halfnelson. Однако в таком обличье «Искры» просуществовали недолго, и вскоре сменили название на более динамичное – Sparks. Надо отметить, что уже тогда их песни не слишком отличались серьезностью – в каждой из них присутствовал элемент юмора, так свойственного братьям Маэлам. Вместе со сменой названия группа сменила и свое местоположение – дуэт переместился в Англию, где уже зазвучал в полную силу и был оценен по достоинству британцами. Вскоре их альбомы «Propaganda» и «Kimono My House» заняли лидирующие позиции во всевозможных чартах. Их песни были очень забавны, и в то же время со крытым смыслом. Чего только стоит их вещь, посвященная обыкновенному «апчхи» (до такого могли додуматься только Маэлы). Много лет легендарный дуэт задавал тон в современной музыке, число их последователей продолжало стремительно увеличиваться. Однако невозможно оставаться на гребне популярности все тридцать лет – последнее время Sparks начали сдавать позиции, уступая место более молодым и прогрессивным группам. Но Маэлов такое положение дел, похоже, не сильно расстраивает. Как всегда они полны идей и новых задумок, требующих своего скорейшего воплощения. Они уже попробовали себя в панк-роке, придав ему комический оттенок, затем активно поучаствовали в создании «новой волны» и наконец, вдоволь поиздевались над диско. А уже в 90-х годах обратили свой взор в сторону электроники. Спаркс можно назвать королями музыкальных пародий самого высокого уровня. В предпоследнем своем альбоме Lil' Bethoven 2002-го года и в самом последнем, только что вышедшим Hello Young Lovers группа отказалась от электроники и принялась создавать нечто, чему совсем уж сложно подобрать определение: полифоническое многоголосие, органично сочетающееся с хитовыми мелодиями, остроумные тексты, оформленные переливающимся фоном пронзительных скрипок. В том, что у Sparks всегда остается в запасе пара фокусов, которыми они нас готовы в очередной раз удивить, сомневаться не приходится. Говорят, их концерты в Москве обещают быть необыкновенными. Что ж, пора отправляться в кассу за билетами.