Брат сам себя избил!
В Москве выступила легендарная группа Sparks. В последнее время в Россию все чаще приезжают музыканты из-за рубежа, в том числе и легендарная группа Sparks, которая провела два концерта подряд в московском клубе Б-2. Коллектив, или скорее, дуэт братьев Рона и Рассела Маэлов образовался в далеких 70-х и вскоре занял лидирующие позиции в мире поп-музыки. С тех пор музыканты выпустили ряд замечательных альбомов, видоизменяли и преобразовывали свою группу, проводили звуковые эксперименты, и оказывали немалое влияние на творчество других музыкантов. Два их последних альбома Lil’Beethoven и Hello Young Lovers, записанные в 2000-е годы (последнему был посвящен второй концерт Спарск), являются неоспоримым тому доказательством.
Музыканты выстроили концертную программу следующим образом: первое отделение будет состоять из их самых известных хитов, а во втором концерте Маэлы исполнят песни из своего последнего альбома, две композиции из которого братья решили исполнить в первом отделении в качестве приятного бонуса. Sparks – необычная группа, даже не группа, а дуэт, который состоит из двух братьев Рона и Рассела Маэл. Рон – клавишник и автор большинства композиций, а Рассел – вокалист, обладатель редкого голоса. Первый концерт начался неподражаемо – на сцену вышел Рон в длинном пальто. Он был, как всегда, серьезен и смотрелся весьма внушительно. Зазвучали первые аккорды «It’s A Sparks Show», под звуки которых Рон принялся отплясывать, очень потешно вскидывая руками и кружась, словно заводной волчок. Затем он занял свое место клавишника и волшебное действо началось. Зал безумствует и рвется к сцене, по которой, как угорелый, носится Рассел. Рон поверх своих очков периодически бросает невозмутимый взгляд на зрителей и с видимым равнодушием наблюдает за своим младшим братом, который дурачится и весь светится неподдельной радостью. Неожиданно где-то в середине концерта Рон вышел из-за своей стойки и все с тем же невозмутимым видом станцевал степ в своих кроссовках, после чего последовал обратно на свое место. Когда зазвучал их знаменитый диско-хит «Music that You Can Dance To», вечно хмурый клавишник неожиданно одарил всех своей лучезарной улыбкой и снова пустился в пляс.
В основном на концерте Маэлы исполняли песни из трех своих самых ярких альбомов 1970-х, по которым Sparks узнали и полюбили: «This Town Ain’t Big Enough for Both of Us», «Amateur Hour», «Something for the Girl with Everything», «Hospitality on Parade» (последняя пользовалась особенной популярностью на студенческих вечеринках). Специально для России музыканты исполнили «Aeroflot». Вокалист в клетчатой рубашке и белых штанах то и дело бегал по сцене под громогласное одобрение публики. Что же до остальных участников группы, те продолжали держаться на заднем плане, периодически посылая в толпу улыбки. Больше всех резвилась барабанщица Тэмми Гловер, чей громогласный голос перекрывал звук всех инструментов. Под звуки трагической «The Rhythm Thief» музыканты напустили на себя серьезный вид. Гитаристы отложили в сторону свои инструменты, а неутомимая Гловер, переодевшись в черное, с остервенением била в свой огромный барабан.
Второй концерт проходил под всевидящим оком внушительного экрана. Каждая песня из Hello Young Lovers сопровождалось визуальными эффектами. Рон Маэл был сам не свой, еще бы. Не каждый день приходится иметь дело собственным двойником. Речь идет о видеоклипах с участием Рона, которые дополняли и без того яркие композиции Sparks. Такое необычное сопровождение заставляло клавишника меняться, подстраиваясь под новые правила игры. Всегда беспристрастный Маэл-старший реагировал довольно импульсивно, когда на экране появлялся его «двойник». Оба Рона неожиданно вступали в схватку, из которой неизменно выходил победителем Рон-настоящий. Словно дразня друг друга, «близнецы» состязались друг с другом в мастерстве игры на синтезаторе. В финальной песне «As I Sit to Play the Organ at the Notre Dame Cathedral» на огромном экране возник внушительных размеров орган. Повернувшись лицом к воображаемому инструменту, Рон принялся очень правдоподобно изображать игру на нем, сопровождая все это действо жеманными позами и нарочито вдохновенным выражением лица.
Hello Young Lovers, можно сказать, открыл новую веху в истории творчества Sparks. Их музыка теперь не та, что была тридцать лет назад – теперь она стала жестче (сказалось сотрудничество с Faith No More, чей гитарист Дин Мента теперь играет в Sparks). Надо отдать должное и барабанщице группы – Тэмми Гловер, которая даст фору любому ударнику-мужчине. Однако в некоторых песнях ясно слышится звучание акустической гитары – именно из-за нее композиции Спаркс приобретают легкий лирический оттенок («Metaphor», «Waterproof»).
Американцы по происхождению братья Маэлы, создавшие свою группу на заре 70-х, с легкостью покорили сердца строгих британцев своими смелыми экспериментами с разным звучанием. За время своей творческой деятельности музыканты перепробовали всевозможные стили и их соединения. Пока другие предпринимали тщетные попытки скрестить рок с классикой, Рон и Рассел пускались во все тяжкие и в буквальном смысле надругались над музыкальными стандартами, принятыми повсеместно, чем и завоевали любовь и уважение не только в Британии, но и во многих других странах, в том числе в России. В 80-х Маэлы ударились в диско и в каком-то смысле стали законодателями музыкальной моды того времени. Несмотря на столь бурное прошлое, дуэт остается верен своим традициям и сохраняет уникальную, в своем роде, манеру исполнения.