Искры к праздничному столу

Искрометный репертуар этой популярной группы полностью оправдывает ее название. Sparks, что в переводе означает «Искры» – проект, организованный братьями Роном и Расселом Маэлами в 1970-м году, а в 72-м был выпущен их первый официальный диск. За годы своей творческой деятельности братья перепробовали все мыслимые и немыслимые стили и направления и при этом умудрялись сохранять свою уникальную, свойственную только им двоим манеру игры. Все их столь непохожие друг на друга музыкальные композиции вызывают ощущение веселого и светлого праздника, где можно забыть обо всем и веселиться до рассвета. Вряд ли существуют группы более извращенные и декадентские, чем ранние Спаркс. Пожалуй, Queen – единственные, кто мог бы выдержать сравнение с безумством «Искр», но даже у этих королей рока не получается разыграть такое бесподобное и фееричное шоу, как это делают братья Маэлы.

Queen и Sparks сравнивают уже целую эпоху, и видимо это соперничество будет длиться вечно. Обе эти группы образовались примерно в одно время с разницей, может быть, в год. Практически одновременно они достигли успеха и завоевали бешеную популярность среди широкой аудитории. Это было похоже на стремительную гонку, поединок этих двух таких разных, но в чем-то очень похожих музыкальных коллективов. Кто-то считал, что Спаркс пытаются подражать своим соперникам, но на самом деле так быть не могло по той причине, что «Искры» раньше Queen определились со стилем и больше ему не изменяли, хотя и то и дело пробовали себя в различных направлениях, сохраняя при этом неповторимость и уникальность собственной игры. Есть предположения, что Sparks в некотором роде повлияли на становление Queen, но это лишь версия.

Очевидно, что лидеры звездного дуэта – ребята нетрадиционной ориентации, иначе им бы вряд ли удалось создавать столько искрометных вещей. Их женственное начало помогает им лучше взаимодействовать с музыкой, внутренне чувствовать ее. В отличие от многих других «голубых» артистов, эти ребята не кичатся своей нестандартной природой, не выставляют напоказ свою гнилую сущность, как принято делать в шоу-бизнесе в подобных случаях. Возможно, такое нестандартное поведение и привлекает к ним столь пристальное внимание критиков, прессы и восторженной публики. Их музыкальные выкрутасы одинаково будоражат воображение как мужчин, так и женщин. Это одна из тех редких групп, чью музыку слушают люди самых различных возрастов и профессий.

Однако на концертах Sparks мы можем почувствовать самую настоящую брутальную мужскую энергетику, которая не оставляет никаких сомнений в том, что «Искры» – очень мужественная группа. Просто удивительно, как этим ребятам удается так органично сочетать томность и женственность некоторых напевов с мощными и по-настоящему чумовыми всплесками электрических звуковых волн. Это похоже на взрыв адреналина. Наверно подобные чувства испытываешь, когда впервые наблюдаешь северное сияние. Ни с чем несравнимые ощущения.

Теперь скупые факты (которые могут быть в другом изложении и на другом языке прочитаны на богатой странице «Спаркс»).

До Sparks была группа, которая называлась Halfnelson. Она возникла на заре 70-х в учебном заведении UCLA. Организаторы проекта Рон и Рассел Маэлы в то время были еще студентами. Название первого альбома будущих «Искр» совпадало с названием группы. А через год Halfnelson исчезли, а вместо них появились Sparks со сложившимся музыкальным стилем, который уже не менялся. Новоиспеченная группа выпустила свой первый официальный альбом A Woofer In Tweeters Clothing, который ознаменовал рождение нового культа в мире музыки. Что же до предыдущего альбома бывших Halfnelson, забытый всеми диск был переиздан и переименован в Sparks. После концертного тура по городам Англии коллектив распался и Маэлы остались вдвоем. С тех пор братья выступали дуэтом, периодически сотрудничая с приходящими музыкантами. Оба первых альбома были изданы на одном CD английской фирмой DOJO. Объединить в одном диске целую серию вещей, имеющих одну общую стилистическую направленность, было весьма удачным решением. Эти альбомы хранили отпечаток старого доброго рок-н-ролла, но в то же время были, своего рода, открытием для американской публики. Мелодии Спаркс звучали в европейском духе (возможно, этим и объясняется такой их успех в Британии). Но было что-то еще в песнях братьев Маэлов. В их музыке сквозила еле уловимая примесь немецкого фольклора (неизвестно, откуда он мог взяться у типичной американской группы). Временами их аккорды начинали звучать на французский лад. Эта оригинальность, непохожесть на других и выделяла дуэт от других современных рок-групп. Учитывая тот факт, что в целом стиль музыки «Искр» позиционируется как рок-н-ролл, этот гармоничный хаос из смешения различных направлений звучал несколько странно.

В 73-м году группа выпустила следующий альбом с интригующим названием Kimono My House. Запись была сделана в Англии компанией Island Records. Обложка диска была оформлена в соответствующем ключе – две жеманные кривляющиеся японские девушки. Приглядевшись как следует в их напудренные лица, мы замечаем, что это вовсе не японки, а братья Маэлы собственной персоной. С этим альбомом Спаркс приобрели статус эдаких чудаков, не могущих обойтись без солидной доли юмора в песнях. «This Town Ain't Big Enough For Both of Us» («Этот городок не достаточно велик для нас двоих») окончательно прославила лидеров группы – наконец-то их узнали и о них заговорили. «Искры» умудрялись балансировать между остроумием и глубокомыслием, не впадая при этом в крайности. Их музыка сочетала в себе классику и совершенно новые смелые идеи. Порой в их произведениях отчетливо слышался стандартный симфонизм, смешанный с явной иронией над всем и вся. Такое несоответствие общепринятым канонам и делало их столь неповторимыми и уникальными.

Затем были выпущены один за другим еще три альбома, которые стали продолжением японской темы, начатой в Kimono My House. На мой взгляд, середина 70-х – самое продуктивное время в творчестве Спаркс. Именно в этот период были написаны самые их сильные вещи, хотя возможно, кто-то со мной не согласится. Так или иначе, «Искры» все еще продолжают нас радовать новыми песнями и сумасбродными идеями.

В 74-м был выпущен альбом «Propaganda» – самый впечатляющий из того, что когда-либо ими создавалось. Мощная звуковая лавина, состоящая из виртуозного пения Маэлов и звонкого клавесина, застают врасплох и рождают целую бурю эмоций. Мне сложно выделить какую-то одну песню среди всего этого великолепия удивительных мелодий. Пожалуй стоит упомянуть «Don’t leave me alone with her» («Не оставляйте меня одного с ней») – самая яркая композиция в коллекции. В противовес легкомысленному названию внутреннее ее содержание не такое уж безобидное. С первых же аккордов мы всем своим существом начинаем ощущать всю горечь и буйство страстей, которыми пронизана песня.

Высокие чистые голоса братьев сначала звучат по нарастающей, а потом, достигнув своего предела, начинают сбавлять темп, давая нам время перевести дух. Песня действительно исполнена мастерски, она сверху донизу насыщена яркими переживаниями.

А вот композиция, которая идет следом за ней, совершенно не характерна для Спаркс, хотя звучит так же мощно и проникновенно, впрочем, как и все их песни. «Никогда не поворачивайся спиной к матери-земле!» – возможно, эти слова кажутся чересчур неожиданными для легкомысленных и слишком несерьезных братьев. Эта вещь немного выбивается из общего содержимого диска, однако без нее альбом получился бы слишком предсказуемым, «спарксовским». Просто удивительно, как братьям удается сочетать между собой такие различные по своей сути мелодии. И ведь действительно, альбом получился цельным и законченным.

Sparks в начале своей карьеры делали упор на гитарную музыку, но в дальнейшем переключились на клавишные. Солирующим инструментом на всех альбомах периода работы на Island Records становятся клавиши Рона Маэла, которые и придали их песням изящество и легкость, так не свойственные классическому року.

В 75-ом следом за «Пропагандой» вышел альбом Indiscreet, который нечем не уступал предыдущему, однако не вызвал большого интереса ни у критиков, ни у публики. Возможно, новый диск оказался чересчур стандартным, слишком выдержанным в стиле «Спаркс», что противоречило всему, что проповедовали «Искры». Ведь именно благодаря своей непредсказуемости и непохожести на других братья Маэлы смогли завоевать лидирующие позиции в мире музыки. Оба этих альбома, записанных на студии ADA sound, были соединены в один и оформлены одной общей обложкой, не имеющей ничего общего с их содержанием (почему-то они решили взять картинку с «рукава» гораздо более позднего Pulling Rabbits Out Of A Hat).

В 76-м вышел новый альбом Спаркс Big Bit, после чего в карьере Маэлов настали не лучшие времена. Тот стиль, которого придерживались братья, утратил былую популярность и «Искрам» пришлось видоизмениться. Питая некоторую склонность к хулиганству и антиобщественности, музыканты могли бы «закосить» под панков, но вместо этого они просто исчезли с горизонта и в течение двух лет о них никто ничего не слышал. Чем занималась группа в этот период своего затворничества, так и осталось неизвестным. В 1979-м Спарксы вновь заявили о своем присутствии, на этот раз полностью погрузившись в новомодный стиль диско. Одним из основоположников этого нового музыкального явления был Джорджо Мородер. С ним молодые люди выпустили ряд весьма интересных проектов. Надо отметить, что Sparks 70-х и Sparks 80-х – две большие разницы. За это время музыканты полностью преобразили свой стиль и при этом умудрились сохранить неповторимость и индивидуальность. Какое бы направление не избрали эти ребята, их манера игры всегда будет отличной от всех, а их песни всегда будут узнаваемы и любимы публикой. Однако их союз с Мородером нельзя было назвать удачным. Результаты этого сотрудничества не впечатлили ни критиков, ни самих братьев Маэлов. Два альбома этого периода Terminal Jive (1980) и In Outer Space (1983) были изданы под одной обложкой звукозаписывающей компанией в далекой Португалии. Если первый был еще более или менее, то второй представлял собой нечто совершенно несуразное.

80-е годы стали для группы весьма плодотворным периодом. Музыканты много записывались, постоянно гастролировали и продолжали будоражить воображение публики своими музыкальными экспериментами. В 90-е Sparks выпустили целую уйму сборников. Их последний альбом Gratuitous Sax & Senseless Violins, вышедший в 1994-м году, пожалуй, самый впечатляющий. Мне трудно судить, потому что мне так и не довелось его послушать, но, по крайней мере, так говорят.